Благодарим за заказ
Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ремонт коробки передач: снятие и разборка

Коробка передач трактора Т-170.00 (разрез по валам)

Рис. 199. Коробка передач трактора Т-170.00 (разрез по валам)

На тракторе Т-170.00 с передаточным числом бортовых редукторов i=9,94 применяется коробка передач 50-12-7СП.

На тракторе Т-170.01 с передаточным числом бортовых редукторов i=14,79 устанавливается коробка передач 50-12-8СП, имеющая следующие отличия от коробки передач 50-12-7СП:

  • на верхнем валу вместо шестерни 1 ( рис. 199 ) 18-12-320 (с числом зубьев z—26) установлена шестерня 4 ( см. рис. 207 )50-12-642 (z=28);

  • на первом промежуточном валу вместо шестерни 2 ( см. рис. 199 ) 50-12-587 {z—23) установлена втулка 3 ( см. рис. 208 ) 50-12-590;

  • на втором промежуточном валу вместо втулки 3 ( см. рис. 199 ) 50-12-588 и шестерни 4 ( 18-12-155 (z=27) ) установлена соответственно шестерня 5 ( рис. 209 )18-12-153 (z=19) и шестерня 3 ( 50-12-643 (z = 24) )

В остальном разделы по разборке, сборке, регулировке и т. д. относятся к коробкам передач тракторов Т-170.00 и Т-170.01.

Снятие коробки передач

Отключите аккумуляторные батареи и выньте их из ящика. Слейте топливо из бака. Закройте топливный кран на топливном баке. Слейте масло из коробки передач. Снимите сиденье в сборе с основанием, передние панели пола, аккумуляторный ящик с задней панелью пола. Отсоедините от кабины штепсельные разъемы и провода. Отсоедините топливную трубку от крана топливного бака и сливную трубку от форсунок. Отверните четырнадцать болтов крепления обоих крыльев к лонжеронам.

Схема строповки кабины

Рис. 200. Схема строповки кабины

Застропите кабину грузоподъемным приспособлением ( рис. 200 ) и снимите ее вместе с крыльями и топливным баком (масса комплекта 600 кг).

Если нет подъемных средств достаточной грузоподъемности, снимите только кабину (масса кабины 310 кг) и панели пола.

Отсоедините и снимите тяги тормоза и тяги блокировки. Выверните штуцеры и снимите трубы подвода и отвода масла сервомеханизма муфты сцепления. Снимите механизм управления муфтой сцепления и горным тормозом.

Снимите механизм управления поворотом, масляные трубки коробки передач и фильтр очистки масла. Снимите тормозок, фланец с нажимным диском и муфтой включения муфты сцепления (см. раздел «Ремонт муфты сцепления»), застропите коробку (масса коробки 471 кг) приспособлением ( рис. 201 ) и, подвесив ее на подъемнике, отверните гайки крепления коробки к корпусу бортовых фрикционов.

Схема строповки коробки передач

Рис. 201. Схема строповки коробки передач

Сдвиньте коробку ломиком вперед до схода ее со шпилек и установочного штифта. Выведите из окна корпуса бортовых фрикционов конец верхнего вала и снимите коробку передач с трактора.

Разборка коробки передач

Приспособление-кантователь для разборки коробки передач

Рис. 202. Приспособление-кантователь для разборки коробки передач

Установите коробку передач в приспособление для разборки ( рис. 202 ) передней крышкой вверх и закрепите. Отверните восемь болтов и снимите масляный насос с маслоприемником. Поверните в приспособлении коробку передач на 90°.

Коробка передач (вид на переднюю крышку)

Рис. 203. Коробка передач (вид на переднюю крышку)

Отверните гайки крепления крышек 5 и 18 ( рис. 203 ). Вверните отжимные болты М10 в резьбовые отверстия фланцев крышек и снимите механизмы переключения скоростей. Снимите пружины 16 и выньте фиксаторы 17 механизма блокировки. Выверните два болта и снимите штуцер подвода масла к втулкам верхнего вала.

Коробка передач (разрез по механизмам переключения)

Рис. 204. Коробка передач (разрез по механизмам переключения)

Расстопорите и отверните гайки стопоров и клиньев 34 ( рис. 204 ) крепления хвостовиков 24 и вилок 25 на валиках. Отверните болты крепления крышек 30 валиков 26 и снимите их вместе с прокладками. Выньте поочередно валики из отверстий корпуса коробки передач, вилок и хвостовиков, одновременно освободив хвостовики и вилки.

Коробка передач (разрез по валам)

Рис. 205. Коробка передач (разрез по валам)

Поверните коробку передач передней крышкой вверх. Обратите внимание на наличие одинаковых номеров на крышке 3 ( рис. 205 ) и корпусе 1, которые наносятся при изготовлении, чтобы при сборке не раскомплектовать эти детали.

Отверните восемь болтов крепления крышки 3 к корпусу 1. Снимите крышку вместе с валами со штифтов 2 с помощью трех отжимных болтов Ml6X2, завернув их в резьбовые отверстия крышки. Выверните отжимные болты и вместо них заверните три рым-болта.

Приспособление для разборки и сборки валов коробки передач с передней крышкой

Рис. 206. Приспособление для разборки и сборки валов коробки передач с передней крышкой

Застропите крышку за рым-болты, снимите вместе с валами и установите на специальное приспособление ( рис. 206 ) валами вниз. Поддомкратьте валы упорами, вращая рукоятки 8. Отверните два стопорных болта и гайку 11 ( см. рис. 205 ) с левой резьбой. Снимите фланец 13 со шпоночного соединения с помощью съемника.

Отверните гайки крепления треножек 22 ( см. рис. 203 ) и удалите их. Ослабьте болты крепления крышки 20. Удалите болты крепления крышки 16 ( см. рис. 205 ) и корпуса 10 к передней крышке 3.

Снимите крышку 16 вместе с резиновым кольцом 14. Извлеките шпонку 15 и снимите маслоотражатель 17 с верхнего вала 12. С помощью съемных болтов М12Х 1,5 снимите корпус 10 вместе с наружным кольцом роликоподшипника и шарикоподшипником, с пакетом регулировочных прокладок и резиновым кольцом. Аналогично снимите крышки 3, 21, 23 ( см. рис. 203 ).

Расстопорите и отверните . гайки 5, 7, 8 ( см. рис. 205), снимите корпуса 4, 6,9 вместе с наружными кольцами роликовых подшипников и шариковыми подшипниками. Выньте из корпусов 4, 6, 9 и 10 шарикоподшипники и выпрессуйте наружные кольца роликоподшипников. При снятии корпусов свяжите пакеты регулировочных прокладок для того, чтобы при сборке поставить их на прежние места.

Застропите и снимите переднюю крышку 3 коробки передач. Застропите поочередно валы и уберите их с приспособления для дальнейшей разборки.

Разборка верхнего вала

Вал верхний

Рис. 207. Вал верхний

Установите вал 1 ( рис. 207 ) в приспособление поверхностью со шпоночным пазом вниз. Расстопорите гайку 16 и снимите ее вместе со стопорной шайбой 17. Снимите съемником шестерню 13 привода масляного насоса вместе с внутренним кольцом роликового подшипника 15, пакетом регулировочных прокладок 18 (свяжите их), втулками 14 и 19.

Снимите последовательно хомут 12 с пружиной 11, втулку 10, шестерню 9, чугунную втулку 21, муфту 8 с внутренними зубьями и муфту 22 с наружной нарезкой зубьев, шестерню 7, чугунную втулку 24 и кольцо 3. Переверните вал, снимите съемником роликовый подшипник 2.

Разборка первого промежуточного вала

Вал промежуточный первый

Рис. 208. Вал промежуточный первый

Установите вал 16 (рис. 208) в приспособление гайкой 11 вверх. Расстопорите гайку 11 и отверните ее. Снимите стопорную шайбу 10. Спрессуйте внутреннее кольцо, роликоподшипника 9. Снимите кольцо 12. Спрессуйте шестерню 7 в сборе с подшипниками. Снимите стопорные кольца 5 и 8, выньте подшипники 13, проставку 6. Снимите последовательно кольцо 14, шестерни 4, 3, 2 и втулку 15. Переверните вал, снимите съемником внутреннее кольцо роликоподшипника 1.

Разборка второго промежуточного вала

Вал промежуточный второй

Рис. 209. Вал промежуточный второй

Установите вал 1 ( рис. 209 ) в приспособление шпоночным пазом вверх. Снимите съемником роликовый подшипник 2, пакет регулировочных прокладок 12 (свяжите их). Снимите последовательно шестерни 3, 4, втулку 5, шестерни 6 и 7, втулку 11 и шестерню 8. Переверните вал. Снимите замковое кольцо 10 и спрессуйте внутреннее кольцо роликоподшипника Р.

Разборка нижнего вала

Вал нижний

Рис. 210. Вал нижний

Установите вал 1 ( рис. 210 ) в приспособление конической шестерней вниз. Снимите съемником роликовый подшипник 2, пакет регулировочных прокладок 22 (свяжите их). Снимите последовательно втулку 3, кольцо 21, шестерню 19, втулку 4, муфту 6, муфту 5, шестерню 7, втулку 8, проставку 9, шестерню 10, втулку 11, муфту 17, муфту 12, шестерню 13, втулку 16, втулку 14. Снимите съемником внутреннее кольцо роликового подшипника 15.

Разборка корпуса коробки передач

Снимите крышки 19 ( см. рис. 203 ). Нарежьте резьбу М10 в заглушке 19 ( см. рис. 205 ) и выпрессуйте ее с помощью болта. Выньте с помощью болта Мб стопор 20 наружного кольца подшипника 22 и выпрессуйте кольцо из отверстия корпуса 1. Удалите аналогично другие стопоры. Выньте стопорное кольцо 27 из выточки корпуса. Снимите крышку 25 с кольцом 23. Снимите съемником наружные кольца роликовых подшипников 24, 28, 30. При необходимости снимите резиновое уплотнение 21.

Разборка механизма переключения коробки передач

Отверните рукоятку 12 ( см. рис. 204 ) рычага И, расшплинтуйте и снимите крышку 13, колпачок 10, крышку 14 шарового фланца, кольцо уплотнительное 9. Выверните четыре болта крепления шарового фланца 15 и снимите фланец. Снимите внутренний фланец 8, выньте рычаг 11 и снимите второй внутренний фланец 7, прокладки, кольцо 6 и две пружины 17.

Коробка передач (сечение Т - Т по валику механизма переключения)

Рис. 211. Коробка передач (сечение Т - Т по валику механизма переключения)

Отверните гайки крепления крышки 4 лючка проставки 3 и снимите крышку с прокладкой. Расстопорите болты 5 и отверните их. Расстопорите пробки 5 ( рис. 211 ), выверните их из проставки 1 и снимите вместе со стопорной шайбой 4 и прокладкой. Выньте валик 19 ( см. рис. 204 ) из отверстий в проставке 3 и рычаге 20, ослабив крепление рычага на валике.

Правый механизм переключения отличается от левого тем, что на нем установлен включатель ВК-403 блокировки пуска пускового двигателя с механизмом переключения ( см. рис. 211 ).

Включатель 3 ввернут в корпус механизма переключения.

Разборка корпуса валика фиксаторов

Расшплинтуйте и снимите наконечник 8 ( см. рис. 203 ) рычага 7. Отверните гайку стопора 9 рычага валика фиксаторов, снимите пружинную шайбу и выбейте стопор. Снимите рычаг 7 с валика 13 фиксаторов. Отверните болты крепления корпуса 12 и снимите его вместе с валиком 13, упорной планкой И, направляющей плитой 10 и регулировочными прокладками.

Выньте валик 13 из отверстия корпуса 12. Выбейте, при необходимости, заглушку 14 и сальник 6.

Технические требования коробки передач

  • Внутренние и наружные кольца цилиндрических роликоподшипников должны быть одной группы или одного порядкового номера. Разукомплектовка подшипников не допускается.
  • Передняя крышка и корпус коробки передач обрабатываются в сборе, клеймятся одинаковыми порядковыми номерами на верхних плоскостях и не должны раскомплектовываться.
  • Роликоподшипники и шарикоподшипники перед установкой на валы должны быть нагреты до температуры 343...383 К (70...110°С). Время выдержки при нагреве не менее 15 мин. Перед сборкой трущиеся поверхности подшипников, гладкие отверстия шестерен и наружные поверхности втулок подшипников скольжения смажьте трансмиссионным маслом.
  • Нижний вал комплектуется с конической шестерней главной передачи. Разукомплектовка этой конической пары не допускается.
  • Перемещение рычагов переключения передач из нейтрального положения левого — вправо, правого — влево до отказа должно происходить с плавно возрастающим усилием упругого сопротивления пружин.
  • Перемещение валиков с вилками должно быть свободным с четкой фиксацией нейтрального и рабочих положений.
  • Поворот рычагов валиков фиксаторов должен быть свободным, без заеданий при нейтральном положении рычага переключения передач и в положениях, соответствующих полному включению какой-либо передачи.
  • При заблокированных фиксаторах перемещение валиков не допускается.
  • При перемещении валика с вилкой из нейтрального положения в рабочее второй валик должен надежно стопориться шариковым замком в нейтральном положении.
  • Шпильки должны быть установлены на железном густотертом сурике.
  • Нормальный зазор между отверстием в шестернях и наружной поверхностью втулок должен быть 0,120,...0,210 мм. Допустимый зазор 0,3 мм.
  • Нормальный боковой зазор между шлицами верхнего вала и втулками шестерен должен быть 0,146...0,424 мм. Допустимый зазор 1,0 мм.
  • Коробка передач поступает в запасные части . в комплекте с конической шестерней. При замене коробки на тракторе одновременно замените коническую шестерню главной передачи. Порядковый номер конической шестерни маркируется на корпусе КП.

все инструкции